Большинство кладов считалось "заповедными", "заговоренными" или "зароковыми". Другие были "сроковыми", "оборотными", "предназначенными", и лишь небольшая часть - "чистыми", то есть положенными безо всяких условий. Считалось что изъятие клада без выполнения условий не приносит счастья тому кто его нашел, и доказательством этому послужит эта история (поверьте, не самая печальная из всех историй о кладах).
На несметные сокровища стоимостью 320 миллионов полновестных советских рублей, машинист экскаватора Владимир Тихонов наткнулся летом 1984 года совершенно случайно, когда рыл траншею на окраине села Косика Енотаевского района Астраханской области. Его ковш вытащил из-под земли целую груду покореженного металла, которую экскаваторщик тут же показал прорабу. А тот, в свою очередь, приказал Тихонову не заниматься фигней и продолжить работу.

(Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник)
Но любопытный Тихонов взял один маленький прутик и отнес его в ломбард, где ему сказали что это старинное золото очень высокой пробы. И законопослушный Тихонов тотчас поехал в краеведческий музей, чтобы сообщить о своей находке.
В музее Тихонову пообещали огромную денежную компенсацию, безраздельную благодарность и вечную запись в книгах по археологии и истории, как о нашедшем уникальное захоронение сарматского вождя I века до н. э. - представителя великой кочевой цивилизации, царствовавшей в Северном Прикаспии.

Пока археологи снаряжали экспедицию, весть о том что Тихонов нашел клад, разнеслась по поселку, и на место находки кинулись любопытные односельчане. В итоге их любопытства, почти четверть от захоронения вождя так потом и не нашли, а Владимира Тихонова заподозрили в том, что он, возможно, отдал не все и что-то там утаивает. Дело в том, что по сарматским традициям вождей хоронили с определенным набором золотых вещей, определенным оружием, одеждой и даже конем. Вот коня-то, наверное, археологи в том захоронении и не обнаружили. Зато они нашли великолепную золотую пектораль - нагрудный символ власти со сценами "терзаний", замечательные золотые поясные пряжки с рельефными изображениями степного ежа, обвитого змеями. Сбрую с золотыми фаларами (деталями украшения конской упряжи) с изысканным орнаментом. Золотые, серебряные и бронзовые изделия сарматского времени из этого кургана были выполнены в так называемом "зверином стиле" и имели глубокий сакральный характер.

Этот сакральный характер найденных сокровищ возможно заключался в том, что пять лет потом Тихонова таскали по инстанциям и судам, где он отбивался от уголовного дела и тюрьмы, доказывая что ничего не крал и не утаивал. В итоге, так и не доказав его вины, власть присудила выдать Тихонову вознаграждение в размере 10 тысяч советских рублей.
Когда он получил их на руки, рубли обесценились и их хватило только на средний запой. На адвокатов у Тихонова ушло гораздо больше, но они того стоили - помогли ему отбиться от колонии.
А нечистая сила, хранители кладов, смотрела на все это, и хихикала...
Journal information