Oadam (oadam) wrote,
Oadam
oadam

Киевский памятник Александру II

   Ровно 131 год назад, 13 марта (1 марта по ст.ст.) 1881 года, от многочисленных ран, полученных от взрыва, скончался последний великий русский император Александр II. Скончался он на пороге принятия Конституции (на 4-е марта было запланировано проведение заседания, на котором должен был быть окончательно рассмотрен и утвержден конституционный проект Лорис-Меликова).
   России тогда опять не повезло – трех дней не хватило для того чтобы стать конституционной монархией, и возможно избежать тех бед, которые её постигнут через 36 лет, но речь сегодня не об этом…
Памятник Александру II на Сенатской площади Хельсинки

   В 2000 году российские СМИ облетела новость примерно следующего содержания: «К празднованию 300-летия Санкт–Петербурга в город будет возвращен памятник Александру II, находящийся в Киеве. В тот же день президент России Владимир Путин распорядился передать Украине четыре фрагмента фресок Михайловского Златоверхого собора в Киеве, которые до сих пор находились в России»
   Я, и не ведавший тогда о существовании в Киеве памятника Александру II, посетовал на то что за одну историческую ценность отдается другая и объяснил это отвратительным для меня стремлением кое-кого в Украине забыть свою историю в составе Российской империи. Ну, посетовал и позабыл. Пока год назад в БС Бориса Акунина (между делом и к слову) не укорил Кучму за эту передачу чудом сохраненного киевского памятника.
   Мне тогда позвонил приятель, прочитавший эти мои укоры в БС, и спросил: «А ты когда был в последний раз в Киевском музее русского искусства? Сходи и загляни в его внутренний дворик. Там и стоит себе спокойненько этот позеленевший от времени Александр II».

   Как так, передали же? Начал разбираться и вот что выяснил. 
   В 1910 году бронзовая статуя Александр II работы Марка Антокольского была подарена для украшения интерьера Киевской публичной (ныне Парламентской) библиотеки. Этот дар городу сделал барон Владимир Гинцбург. Интереснейшая, кстати, была эта семья евреев-банкиров. В свое время Великий герцог Гессенский Людвиг III назначил Горация Гинцбурга своим полномочным консулом в Петербурге, а сверх того пожаловал ему и его отцу титул барона. 
   В 1879 году царь Александр II, зять гессенского герцога, позволил Гинцбургам пользоваться этим титулом потомственно, но российского дворянства не предоставил. Семья прославилась своей благотворительностью, а Евзель Гинцбург еще и завещанием, согласно которому наследство переходило к его сыновьям при условии сохранения ими российского подданства и иудейской веры предков. Согласитесь, довольно интересное сочетание требований.

   В советское время скульптура, по счастью, не попала в переплавку по двум причинам:
   1) Она никогда не стояла на улицах Киева.
   2) Автором оригинала царской статуи с которой была сделана киевская отливка, был довольно почитаемый в СССР скульптор Марк Антокольский. Кстати, прославленного ваятеля связывали с баронской семьей Гинцбург самые добрые отношения: не кто иной, как Гораций Гинцбург финансировал обучение Антокольского, когда тот был еще молод и испытывал крайнюю нужду.

   Судьба переплавки на металлолом постигла другой памятник Александру II (который все путают с сохранившимся, и я не стал исключением).
   Именно этот памятник стоял на киевской Царской площади (ныне – Европейская, а ранее – Ленинского комсомола). Его отлил по заказу города итальянский скульптор Ксименес. Открыли памятник Александру II в 1911 году – к 50-летию отмены крепостничества и поездка на открытие именно этого памятника стала для Столыпина роковой.

 
   А киевская отливка с оригинала царской статуи работы Марка Антокольский, подаренная городу бароном Гинцбургом в 1910 году продолжает и сейчас стоять во внутреннем дворике Киевского музея русского искусства. Оказывается Украина передала России не ее саму, а лишь ее копию-новодел (хотя Россия очень просила именно оригинал). И получила за нее 4 оригинальных фрагмента фресок Михайловского Златоверхого собора, вывезенных в РСФСР при Советской власти.
   Выходит мои соотечественники не зря прожили века бок о бок с евреями, вообще, и семьей баронов Гинцбургов, в частности. И кое-чему у них все-таки научились (например, как надо меняться). А то что российские СМИ и не соврали, но и правды не рассказали, так первый раз что-ли?
   
   Вот он, этот памятник Александру II, к которому я потом сходил во внутренний двор Киевского музея русского искусства, но цветы возложить так и не рискнул, потому как был трезв…
Tags: быль и небыль
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 325 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →