Oadam (oadam) wrote,
Oadam
oadam

О женском "батальоне смерти"

   Ровно год назад, 13 ноября 2010-го года, в Живом Журнале появился блог Бориса Акунина, а 2 сентября 2011 года там было объявлено о выходе заключительной книжки серии «Роман-кино», десятая фильма которой «Батальон ангелов» была посвящена истории женского «батальона смерти» – одной из самых романтичных, трагичных и увы, почти забытых, страниц истории «затонувшей Атлантиды» Российской Империи.
   А за много веков до этого в Древнем Китае взошла звезда великого военного стратега и мыслителя Сунь Цзы, имя которого, как ни странно, связано и с женским «батальоном смерти», и с Российской империей, а значит и с акунинской десятая фильма. Впрочем, судите сами.

   Величайший историк Китая Сыма Цянь напишет потом в своих «Записках» о самом знаменитом из полководцев Китая следующее: «В 514-495 г. до н. э., когда Китай еще не был единым государством, в одном из княжеств правил князь Хо Люй. Успехи в военных баталиях и непобедимость армии принесли князю титул гегемона – «ба». Но по праву этот титул должен был принадлежать человеку, который не номинально, а действительно обеспечивал победу. Этим гением военного искусства был княжеский полководец Сунь Цзы. Лишь благодаря его таланту и мудрости стали возможными военные успехи князя».
   И было у князя Хо Люя 180 красивейших наложниц, а две из них особо любимые. И попала однажды князю вожжа под мантию (или что он там носил), и вызвал он к себе своего гениального военачальника Сунь Цзы, приказал ему «показать себя в деле» и... обучить княжеских наложниц боевому искусству. Тот спорить не стал: выстроил красавиц перед дворцом, поделил их на два отряда, а любимых наложниц правителя поставил этими отрядами командовать.
   Долго Сунь Цзы пытался приучить новобранцев к воинской дисциплине так как он до этого привык учить солдат, но красавицы лишь хихикали да томно закатывали глазки.
Были наложницы князя были примерно такими

   
   И тогда великий полководец Сунь Цзы взял... да и приказал казнить обеих командирш (потому что «если команды не исполняются, то в этом виноваты командиры»). И сразу же смолкли смешки женщин, стали испуганными их глазки, а князь попробовал этому воспрепятствовать. На что старый служака Сунь Цзы сурово ему заметил: «Ты сам мне приказал сделать из этих женщин воинов! А на войне полководец важнее, чем правитель и никто не смеет спорить с его приказами».
   Хо Люй не нашелся что ответить и вскоре полководец доложил князю о том что его задание выполнено, а новое воинское подразделение за минусом двух «боевых потерь» полностью готово к осмотру. Гордясь собой, Сунь Цзы закончил свой доклад словами: «Теперь они настоящие воины!» 
   Стали налож ницы князя примерно такими    


   Я не знаю, слышал ли об этой методе Сунь Цзы российский император Николай I, но думаю слышал – в детстве его готовили не к трону а к военному делу, а значит военную историю он должен был учить. А еще Николай Павлович был не только одним из самых грозных царей в русской истории, но еще и страстным балетоманом, причем балетоманом идеологическим. Убежденный, что красота есть признак силы, император добивался «однообразной красивости» не только на параде, но и на балетной сцене.
   И вот в 1834 году в Петербурге балетмейстеру Антуану Титюсу было поручено силами Петербургской императорской труппы  поставить балет «Восстание в серале», в котором красавица Зюльма возглавляла армию наложниц сераля, восставших против своего султана. Николай отнесся к постановке очень серьезно и приказал гвардейским унтер-офицерам обучить танцовщиц, принимавших участие в балете, военным приемам.
   Сначала это занимало юных балерин, но военная наука им быстро наскучила, и они стали лениться. Узнав об этом, государь лично приехал на репетицию и объявил театральным амазонкам, что если они не будут заниматься «как след» то он прикажет выставить их на часа на два на мороз с ружьями и в танцевальных башмачках. Актёр Фёдор Бурдин вспоминал потом: «Надобно было видеть, с каким жаром перепуганные рекруты в юбках принялись за военное дело».
Сцена из балета «Восстание в серале»
Неизв. худ. первой пол. XIX в.

   Премьера балета состоялась в 1835 году, главную партию танцевала непревзойденная Луиза Круазет. Стройные ряды марширующих балетных барышень в военной одежде, подчеркивающей их формы – это понравилось. Успех превзошёл все ожидания, а критики дружно отмечали что «четкости исполнения военных приемов у танцовщиц могли поучиться усатые гвардейцы».

   Друзья, с первой годовщиной Благородного Собрания Бориса Акунина, благодаря которому появился этот блог, в котором мне (совершенно неожиданно для самого себя) вдруг понравилось что-то писать.
   И отдельно хочу выпить за вас, милые дамы! Если обучать по методе Сунь Цзы и Николая I, из вас могли бы получиться прекрасные солдаты женского «батальона смерти». Но лучше не надо… 
Tags: война, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 224 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →