Oadam (oadam) wrote,
Oadam
oadam

"Это – видеомагнитофон…

   … – это видеорай, это видеосон.
   С ним не надо плясать или петь,
   Просто молча сидеть и смотреть
" (с) А.Макаревич
   Когда в 1988 году я вернулся из армии, то обнаружил дома купленную отцом «Электронику ВМ-12» – первый советский видеомагнитофон. Отцу на работу пришел один талон на его покупку (служивый люд должен был тянуть жребий кому именно он достанется), но отец договорился чтобы «повезло» именно ему. Стоило это «счастье» немереных по тем временам денег – около 1300 рублей (но учитывая последовавшую через пару-тройку лет девальвацию рубля, отцу повезло дважды – эти деньги были потрачены на вещь, а не превратились потом в копейки). 

   А видеомагнитофон в те годы – это была «вещь»! Просмотренный мною в тот же день в жутком качестве на заезженной кассете мой первый в жизни домашний видеофильм про карате с Брюсом Ли поверг меня в безмолвный восторг. И как оказалось позже не только меня – через несколько дней я с удивлением обнаружил, что пока я был в армии наша квартира стала по выходным превращается в домашний кинотеатр. Мои родители всегда были гостеприимными людьми и чуть ли каждые выходные в гостиной происходили вечерние видеосеансы – с выпивкой, обсуждением фильма и разговорами обо всем на свете (я не столь лоялен и человеколюбив, к тому же это были не мои друзья-приятели, и это все это мне не очень-то и нравилось).
   И хотя тогда уже, кажется, в стране появились видеосалоны по рублю за сеанс, знакомые предпочитали собираться на видеопросмотры именно в нашей квартире. Все как в той же песне Макаревича, написанной им после приобретения себе «видика»: «Не знал я, ей-богу, Что в мире так много, Далеких и близких друзей…» Но поскольку до армии я и сам несколько раз ходил в гости подобным образом, то и не имел морального права возмущаться.
   Советский «Электроника ВМ-12» был клоном японского «Panasonic NV-2000» модели 1981 года с вертикальной загрузкой кассеты и «глюком» этой самой загрузки – со временем на крышку кассетоприемника пришлось ставить несколько толстых книг для ее прижима, иначе кассета заедала. А еще через несколько лет наш «видик» почему-то отказался перематывать пленку в обратную сторону и ее пришлось перематывать с помощью карандаша или указательного пальца. Когда же видеомагнитофон стал постоянно выплевывать видеокассеты в зажеванном виде, «Электронику» пришлось заменить на ее японского собрата «Panasonic», в котором все работает и поныне (но который уже никто не смотрит).

   А в 80-х было время, когда владелец видеомагнитофона считался «круче» владельца машины, поскольку машина была для езды, а «видик» – для души. В то время в газетах даже встречались объявления типа: «Поменяю «Москвич-412» на видеомагнитофон».
   Именно тогда на курортном юге и начались первые в стране платные видеопросмотры для знакомых и отдыхающих – с размытыми красками на экране и гнусавым закадровым голосом (говорили что переводчики специально зажимают нос прищепкой, чтобы КГБ не определил их по голосу). Говорили также, что гэбэшные машины с радарами могут засечь где именно смотрят видео, а воры-домушники по особому свечению окон после 24.00 (когда уже не работало советское телевидение) определяют квартиры, в которых есть видеомагнитофон, а значит и чем поживиться.
   Видеомагнитофоны не были запрещены в СССР, но возможность смотреть что хочется и когда хочется (да еще и другим показывать) разрушало идейно-культурную монополию советского государства и очень это государство раздражало. И владельцев видеомагнитофонов судили за «незаконное предпринимательство» (если ловили на том что они берут за просмотр видеофильмов деньги) или за «распространение порнографии». Причем порнография усматривалась в любой откровенной сцене (в том числе и мировой киноклассики), не говоря уже о фильмах о нелёгкой жизни горничных в условиях немецкого капитализма с их криками «Йа! Йа!! О, Майн Гот!!!», и к владельцу видеомагнитофона вечером могли прийти суровые дяди с красными удостоверениями и поинтересоваться: «А что это вы тут смотрите?».
   А еще, рассказывали, милиция иногда проводила следующую операцию: отключала электричество в щитке на лестничной площадке и врывалась в квартиру в которой проходил такой видеопросмотр. Без электричества видеокассетники на многих видеомагнитофонах не работали и люди не могли просто вытащить видеокассету и спрятать ее от всевидящего ока блюстителей советской нравственности. В случае если фильм подпадал под признаки «порнографии» – дело доводили до суда и даже реальных сроков, а вся милиция несколько месяцев с удовольствием смотрела по своим служебным кабинетам изъятые для последующего уничтожения «порнографические» видеокассеты на изъятом для конфискации видеомагнитофоне.

   Сейчас, когда с Интернета можно скачать любой фильм и тут же его посмотреть, стереть и забыть (или посмотреть и без опаски поразвращаться), а видеомагнитофоны полностью вытеснены абсолютно доступными DVD-проигрывателями, мне уже самому трудно поверить что когда-то было то время. А вы свои видеомагнитофоны и первые видеофильмы со всякими Шварценеггерами и Эммануэлями еще помните?
Tags: кино, ностальгия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 397 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →