Oadam (oadam) wrote,
Oadam
oadam

О стилягах, советских и не только

  Вернувшись с войны, советские солдаты привезли с собой не только победу над фашизмом, но и атрибуты тогдашнего капиталистического мира: трофейную одежду, обувь, джазовые пластинки и память об увиденных европейских странах. Высоцкий в «Балладе о детстве» вспоминал то время:
  У тёти Зины кофточка с драконами да змеями -
  То у Попова Вовчика отец пришёл с трофеями.
  Трофейная Япония, Трофейная Германия...
  Пришла страна Лимония, сплошная Чемодания!

   А дома их ждала разруха, нищета, и дети, выросшие на лишениях войны и так называемых «трофейных» фильмах, популярных тогда в СССР: «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Тарзан». Посмотрев эти фильмы, дети возвращались в свои коммуналки, в которых:
  Все жили вровень, скромно так - система коридорная:
  На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
  Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,
  Здесь я доподлинно узнал, почём она, копеечка.
  Вот это явное несоответствие убогой советской действительности с красотой киношного вымысла западных фильмов, рассказами видевших Европу отцов и остатками трофейных шмоток, вызвало у некоторых из столичных детей солдат-победителей состояние внутренней дисгармонии. Что и породило советскую молодёжную субкультуру под названием «стиляги»:
  Но у отцов свои умы, а что до нас касательно -
На жизнь засматривались мы уже самостоятельно.


  Стиляги - это дети «оттепели», и появились они во всей красе не во второй половине 40-х, как утверждают многие, а после смерти Сталина, при жизни которого ничего подобного и быть не могло. И не надо постоянно путать «стиляг» со «штатниками», у которых не было ни утрированных «коков», ни «кричащей» одежды. Стиляги были из «среднего класса SU», перешивающие советский ширпортреб так, чтоб больший на два размера пиджак был до колен, а его плечи свисали. Брюки ушивающие так, чтоб «без мыла не влезть». Отрывающие подошву у ботинок «Скороход», и в сапожной мастерской насаживающие на них «манку» - высокую белую микропорку под каучук. А штатники покупали у фарцы классные фирменные шмотки, и выглядели они как «средний класс USA».
  Само слово «стиляги» изначально не было их самоназванием, поскольку когда-то оно означало не «стиль», а «подражание стилю». Этот термин (я считаю) зародился в кругу музыкантов, «стилять» у которых означало играть в чужом стиле, в чужой манере, кому-то подражать, «обезьянничать». Отсюда и презрительное выражение «стиляга» - «подражатель».

   Настоящий стиляга должен был быть циником, и презрительно относиться к нормам советской морали, к советским жизненным стереотипам поведения. И при этом избегать политики - у стиляг считалось хорошим тоном нарочито демонстрировать свою полную аполитичность. Ну и, конечно, стиляги демонстративно выступали против советского единообразия в музыке и одежде.

  Основой для создания гардероба первых стиляг стали трофейные шмотки. А из них зародился их особый шик, далекий от моды Запада - там нигде в то время не носили таких пиджаков, галстуков и ботинок.
  Кстати, наш любимый герой Носова тоже был стилягой: «Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал».


  Течения, подобные советским стилягам, существовали и в фашисткой Германии, после аншлюза в Австрии, и в оккупированной Франции. Немецкие и австрийские стиляги 30-40-х годов любили всё американское и назывались «свингующая молодежь», от танцев в стиле свинга - «дегенеративной музыки которую играют евреи, а танцуют негры». Французские стиляги назывались «зазу», и выражали свой протест нося всё слишком длинное: одежду, галстук, волосы, и зонтик, который никогда не открывали. Когда евреев обязали носить жёлтую звезду, многие зазу тоже стали нашивать её на свою одежду, только вместо «Еврей» писали на ней «Свинг» или «Гой».
  Многих немецких, австрийских и французских стиляг нацисты отправили в лагеря или депортировали наравне с евреями, но с исчезновением нацизма исчезла и эта субкультура.

  Ведь основой для существования стиляг, была сшитая из разных кусков (в основном, киношных) детская мечта об Америке, где вечный праздник красивой жизни. И как всякая мечта, она была далека от реальности - недаром, в самой Америке подобия стиляг никогда не возникало. И это понятно: какой кайф обожать всё американское, когда кругом и так всё американское, и оно далеко от совершенства?
Tags: ностальгия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 197 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →